Точечная и щелевая коррозия сталей

Точечная коррозия — местное (очаговое) разъедание металла. Этот вид коррозии более опасен, так как проявляется очень быстро. Основной причиной точечной коррозии является наличие хлора в рабочей среде (воде, паре, жидкостях). Способствовать возникновению очагов точечной коррозии могут пыль, ржавчина и осадки веществ, содержащих хлор. Эти загрязнения разрушают защитную пленку нержавеющей стали, и сталь начинает активно ржаветь.

В некоторых случаях точечную коррозию вызывают местные механические повреждения от резца, кувалды, ломика, напильника и т. п. Па поврежденном участке остаются мелкие кусочки обыкновенной углеродистой стали, с которых и начинается ржавление.

Хромоникелевые стали типа 18-8 и 12%-ные хромистые стали (типа Х13) не обладают достаточной стойкостью против точечной коррозии в морской воде и подвержены сильной местной коррозии в морском воздухе, насыщенном парами хлористых солей. Сталь 1Х17Н2 обладает более высокой коррозионной стойкостью в морской среде (воде и воздухе) и химических средах, чем 12%-ные хромистые стали.

Щелевая коррозия - разъедание металла в местах соприкосновения двух деталей, когда между ними есть жидкость или газ.

Такие условия возникают в щелях фланцевых соединений трубопроводов, в зазорах между подкладным кольцом и внутренней поверхностью трубы, в местах ненроварон на всех видах сварных узлов, работающих в воде, кислотах и парах многих жидкостей. Отмечено, что наибольшая опасность разрушения or щелевой коррозии возникает в зазорах (щелях) менее 0,05 мм. В местах непровара зазор уменьшается приблизительно в 8—10 раз из-за поперечного укорочения (усадки) металла при остывании. Иногда соприкосновение непроварениых кромок, благодаря усадке, настолько плотное, что щель от непропара измеряется микронами и ее можно обнаружить лишь после тщательного шлифования. Вот такое «плотное» соприкосновение при работе (температуре, давлении, ударах) раскрывается и становится щелью - очагом коррозионного разрушения сварного узла.